Стандарты безопасности спецтехники «ROPS/FOPS» или почему «китайская» спецтехника стоит так дешево
Ведущие производители импортной дорожно-строительной спецтехники и оборудования (в частности LIUGONG) столь популярные в России за счет производства по принципу «товар должен стоить каждого потраченного на его приобретение рубля» уделяют большое внимание пассивной безопасности* машиниста-механизатора.
Общепринятым Европейским стандартом в области пассивной безопасности по сегменту «спецтехника» (фронтальные погрузчики, экскаваторы всех видов, бульдозеры) являются нормативы ROPS и FOPS
Безопасность оператора спецтехники: стандарты безопасности ROPS и FOPS
Каркас безопасности ROPS это система конструктивных элементов, установленных на спецтехнике, предназначенная для уменьшения риска нанесения повреждений оператору в случае опрокидывания на бок (или иных горизонтально направленных нагрузок) управляемой им машины при условии применения ремней безопасности.
К конструктивным элементам ROPS относятся: подрамник, монтажное устройство (раструб), болт, палец, подвеска или упругий амортизатор, используемые для крепления системы ROPS на раме машины. Места крепления ROPS, выполненные в раме машины, в число конструктивных элементов не входят.
Навес FOPS, установленный на раму (каркас безопасности) ROPS, предназначен для защиты оператора от возможного падения предметов сверху (например падение булыжников при работе в карьере…или падение груза при работе авто-крановой спецтехники). Таким образом, технологии FOPS защищают оператора от различного рода вертикальных нагрузок.
Важным замечанием по данному вопросу является то, что производство импортной спецтехники (в частности кабин оператора) по принципу ROPS и FOPS носит рекомендательный (а не обязательный) характер. Соответственно многие «китайские» производители, стремясь занять «правильную» ценовую нишу, получают сверхприбыль за счет экономии на безопасности Вашего машиниста-механизатора!
Производство кабин оператора спецтехники по принципу ROPS и FOPS является обязательным условием для обеспечения возможности дальнейшей сертификации спецтехники на допуск к работе в карьерах и открытой горной работе.
При отсутствии указанного выше допуска (у спецтехники, непосредственно связанной с разработкой карьеров) РосТехНадзор вправе закрыть деятельность карьера (до устранения несоответствия спецтехники нормам пассивной безопасности), и наложить весомый штраф на руководителя компании-нарушителя. Таким образом, если во главу угла приобретения спецтехники ставить возможность ее дальнейшей работы в карьерном бизнесе, Покупателю изначально стоит ориентироваться на технику, изготовленную по принципу ROPS и FOPS
К таким производителям техники (полная сертификация и по ROPS и по FOPS) относятся SHANTUI, LIUGONG, TEREX и большая часть Европейских производителей
Вся спецтехника (сегмент землеройных машин) производимая на территории России (принимается во внимание полный производственный цикл, а не локализацию импортного производства по сборке машинокомплектов) должна соответствовать стандартам и технические требования, предъявляемые к устройствам защиты только при опрокидывании ROPS
Стандарт ROPS в России
Стандарт распространяется на машины (согласно
- гусеничные тракторы и погрузчики;
- автогрейдеры;
- колесные погрузчики, колесные тракторы и их модификации, используемые для перемещения или уплотнения грунта, бульдозеры (бульдозерное оборудование колесных тракторов), погрузчики с бортовым поворотом колес, экскаваторы-погрузчики;
- колесные промышленные тракторы;
- одноосные тягачи самоходных скреперов, цистерны для воды, землевозы с шарнирно-сочлененной рамой и с жесткой рамой; землевозы с донной, боковой и с задней разгрузкой, а также буксируемое оборудование с пятым колесом;
- катки и другие уплотняющие машины.
Пассивная безопасность* — совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств спецтехники, направленных на снижение тяжести дорожно-транспортного происшествия или опрокидывания.
ПБ включает в себя следующие элементы:
- ремни безопасности в том числе инерционные с преднатяжителями
- сминаемые или мягкие элементы передней панели
- складывающуюся рулевую колонку
- травмобезопасный педальный узел — при столкновении педали отделяются от мест крепления и уменьшают риск повреждения ног водителя
- энергопоглощающие элементы передней и задней частей кузова (рамы), сминающиеся при ударе
- безопасные стёкла — закалённые, которые при разрушении рассыпаются на множество неострых осколков и триплекс
- дуги безопасности и усиленные передние стойки крыши
- поперечные брусья в дверях
- защита от проникновения двигателя и других агрегатов в салон (увод их под днище).
Маркировка ROPS/FOPS (требования к заводской табличке)
Табличка должна быть постоянно закреплена на ROPS и его внешний вид должен сохраняться в течение всего срока службы машины.
Табличка должна быть расположена так, чтобы ее можно было легко прочитать, и быть защищена от воздействия неблагоприятных климатических факторов.
Табличка должна содержать следующую информацию:
- наименование и адрес предприятия-изготовителя каркаса безопасности
- идентификационный номер (если имеется);
- марку машины (механизма), модели или серийный номер изделия, для которых предназначен каркас безопасности
- максимальную массу машины, при которой конструкция ROPS соответствует техническим требованиям настоящего стандарта;
- номер настоящего стандарта;
Автор: заместитель коммерческого директора ООО «Долина» Пиунов Роман Александрович.
Рекомендуем
- 5 фактов о новом автогрейдере LiuGong 4180D
- Автогрейдеры LiuGong серии D начали поставляться на рынок России в 2020 году. Новая линейка включает в себя 5 моделей. В этом обзоре речь пойдет про одну из машин — LiuGong 4180D массой 15 500 кг. Итак, приступим
- Китайские бульдозеры
- На российском рынке строительно-дорожного оборудования (сдо) появилась и утверждается относительно новая группа производителей гусеничных бульдозеров, представленная китайскими фирмами. Не только бульдозеры, и не только рынки сдо осваивают наши соседи. Но предлагаемый материал посвящен бульдозерам.
- Лесозаготовительная техника
- Выбор лесной техники для транспортировки древесины с лесосеки – одна из главных проблем лесозаготовителей. Основными факторами здесь выступают технология лесозаготовок, крупномерность древостоя и запас древесины на лесосеке. Сюда же можно отнести рельеф площадей, покрытых лесом, расстояние, на которое будут перемещать древесину, а также то, где оставляют порубочные остатки – на лесосеке или на верхнем лесном складе.