Стандарты безопасности спецтехники «ROPS/FOPS» или почему «китайская» спецтехника стоит так дешево

Ведущие производители импортной дорожно-строительной спецтехники и оборудования (в частности  LIUGONG) столь популярные в России за счет производства по принципу «товар должен стоить каждого потраченного на его приобретение рубля» уделяют большое внимание пассивной безопасности* машиниста-механизатора.

Общепринятым Европейским стандартом в области пассивной безопасности по сегменту «спецтехника» (фронтальные погрузчики, экскаваторы всех видов, бульдозеры) являются нормативы ROPS и FOPS

Каркас безопасности ROPSБезопасность оператора спецтехники: стандарты безопасности ROPS и FOPS

Каркас безопасности ROPS это система конструктивных элементов, установленных на спецтехнике, предназначенная для уменьшения риска нанесения повреждений оператору в случае опрокидывания на бок (или иных горизонтально направленных нагрузок) управляемой им машины при условии применения ремней безопасности.

К конструктивным элементам ROPS относятся: подрамник, монтажное устройство (раструб), болт, палец, подвеска или упругий амортизатор, используемые для крепления системы ROPS на раме машины. Места крепления ROPS, выполненные в раме машины, в число конструктивных элементов не входят.

Навес FOPS, установленный на раму (каркас безопасности) ROPS, предназначен для защиты оператора от возможного падения предметов сверху (например падение булыжников при работе в карьере…или падение груза при работе авто-крановой спецтехники). Таким образом, технологии FOPS защищают оператора от различного рода вертикальных нагрузок.

Съемная защита кабины ROPS и FOPS Важным замечанием по данному вопросу является то, что производство импортной спецтехники (в частности кабин оператора) по принципу ROPS и FOPS носит рекомендательный (а не обязательный) характер. Соответственно многие «китайские» производители, стремясь занять «правильную» ценовую нишу, получают сверхприбыль за счет экономии на безопасности Вашего машиниста-механизатора!

Производство кабин оператора спецтехники по принципу ROPS и FOPS является обязательным условием для обеспечения возможности дальнейшей сертификации спецтехники на допуск к работе в карьерах и открытой горной работе.

При отсутствии указанного выше допуска (у спецтехники, непосредственно связанной с разработкой карьеров) РосТехНадзор вправе закрыть деятельность карьера (до устранения несоответствия спецтехники нормам пассивной безопасности), и наложить весомый штраф на руководителя компании-нарушителя. Таким образом, если во главу угла приобретения спецтехники ставить возможность ее дальнейшей работы в карьерном бизнесе, Покупателю изначально стоит ориентироваться на технику, изготовленную по принципу ROPS и FOPS

К таким производителям техники (полная сертификация и по ROPS и по FOPS) относятся SHANTUI, LIUGONG, TEREX и большая часть Европейских производителей

Кабина оператора Вся спецтехника (сегмент землеройных машин) производимая на территории России (принимается во внимание полный производственный цикл, а не локализацию импортного производства по сборке машинокомплектов) должна соответствовать стандартам и технические требования, предъявляемые к устройствам защиты только при опрокидывании ROPS

Стандарт ROPS в России

Стандарт распространяется на машины (согласно ГОСТ Р ИСО 6165) управляемые оператором в положении сидя, а именно:

  • гусеничные тракторы и погрузчики;
  • автогрейдеры;
  • колесные погрузчики, колесные тракторы и их модификации, используемые для перемещения или уплотнения грунта, бульдозеры (бульдозерное оборудование колесных тракторов), погрузчики с бортовым поворотом колес, экскаваторы-погрузчики;
  • колесные промышленные тракторы;
  • одноосные тягачи самоходных скреперов, цистерны для воды, землевозы с шарнирно-сочлененной рамой и с жесткой рамой; землевозы с донной, боковой и с задней разгрузкой, а также буксируемое оборудование с пятым колесом;
  • катки и другие уплотняющие машины.

Пассивная безопасность* — совокупность конструктивных и эксплуатационных свойств спецтехники, направленных на снижение тяжести дорожно-транспортного происшествия или опрокидывания.

ПБ включает в себя следующие элементы:

  • ремни безопасности в том числе инерционные с преднатяжителями
  • сминаемые или мягкие элементы передней панели
  • складывающуюся рулевую колонку
  • травмобезопасный педальный узел — при столкновении педали отделяются от мест крепления и уменьшают риск повреждения ног водителя
  • энергопоглощающие элементы передней и задней частей кузова (рамы), сминающиеся при ударе
  • безопасные стёкла — закалённые, которые при разрушении рассыпаются на множество неострых осколков и триплекс
  • дуги безопасности и усиленные передние стойки крыши
  • поперечные брусья в дверях
  • защита от проникновения двигателя и других агрегатов в салон (увод их под днище).

Маркировка ROPS/FOPSМаркировка ROPS/FOPS (требования к заводской табличке)

Табличка должна быть постоянно закреплена на ROPS и его внешний вид должен сохраняться в течение всего срока службы машины.

Табличка должна быть расположена так, чтобы ее можно было легко прочитать, и быть защищена от воздействия неблагоприятных климатических факторов.

Табличка должна содержать следующую информацию:

  • наименование и адрес предприятия-изготовителя каркаса безопасности
  • идентификационный номер (если имеется);
  • марку машины (механизма), модели или серийный номер изделия, для которых предназначен каркас безопасности
  • максимальную массу машины, при которой конструкция ROPS соответствует техническим требованиям настоящего стандарта;
  • номер настоящего стандарта;

Автор: заместитель коммерческого директора ООО «Долина» Пиунов Роман Александрович.

Рекомендуем

5 фактов о новом автогрейдере LiuGong 4180D
5 фактов о новом автогрейдере LiuGong 4180D
Автогрейдеры LiuGong серии D начали поставляться на рынок России в 2020 году. Новая линейка включает в себя 5 моделей. В этом обзоре речь пойдет про одну из машин — LiuGong 4180D массой 15 500 кг. Итак, приступим
Китайские бульдозеры
Китайские бульдозеры
На российском рынке строительно-дорожного оборудования (сдо) появилась и утверждается относительно новая группа производителей гусеничных бульдозеров, представленная китайскими фирмами. Не только бульдозеры, и не только рынки сдо осваивают наши соседи. Но предлагаемый материал посвящен бульдозерам.
Лесозаготовительная техника
Лесозаготовительная техника
Выбор лесной техники для транспортировки древесины с лесосеки – одна из главных проблем лесозаготовителей. Основными факторами здесь выступают технология лесозаготовок, крупномерность древостоя и запас древесины на лесосеке. Сюда же можно отнести рельеф площадей, покрытых лесом, расстояние, на которое будут перемещать древесину, а также то, где оставляют порубочные остатки – на лесосеке или на верхнем лесном складе.

Возврат к списку