Локомобиль: вчера и сегодня
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова гласит: «Локомобиль – передвижной паровой двигатель, приводящий в движение сельскохозяйственные и другие машины.»
Это современное понятие локомобиля.
История появления и развития локомобиля
А началось все в далеком 1725 году, когда во Франции родился будущий военный инженер Николя-Жозеф Куньо. Именно Куньо, работал над созданием транспортных средств, приводимых в движение паровым двигателем для французской армии. И это ему удалось. В 1765 году начала работать первая паровая машина. Куньо был первым, кто использовал механический двигатель для приведения в движение самоходного транспортного средства (артиллерийского тягача). В последствии, такая машина получит название локомобиль. (от лат. Locus – место и mobilis — подвижной).
Волна выпуска локомобилей в нашей стране стартует в 1874 году, когда на Брянском заводе был изготовлен первый в Российской Империи локомобиль. Этот локомобиль был оснащен паровым двигателем мощностью 10 л. c., весил 8 тонн и был способен тянуть до десятка колесных прицепов-платформ с грузом. Всего было построено 7 таких машин.
В конце 19 века началось массовое производство локомобилей. В 1894 Мальцевым создается Акционерное общество Мальцовских заводов, которое устанавливает новые цехи и все свои вырученные средства отправляет на расширение производства локомобилей. Уже с 1908 года завод постоянно расширял производство и стал ведущим заводом в России, выпускающим локомобили.
В начале 20 века выпуском локомобилей в нашей стране занимались многие заводы, но с течением времени от этого пришлось отказаться, ввиду дороговизны производства. И только один – Людиновский завод выпускал локомобили сериями. Первые такие машины стали применяться в сельском хозяйстве.
Тогда же, в конце 19 – начале 20 века, Амзи Лоренцо Барбер — влиятельный американский промышленник, выкупает права на изготовление легкового парового автомобиля и налаживает массовый выпуск непритязательного самоходного экипажа «Стимер» (Steamer), имевшего поначалу успех в неизбалованной более совершенными машинами стране. Объемы производства простого «Локомобила» заметно превышали выпуск всех остальных американских автомобилей. Однако это длилось всего 2 года. Уже в 1901 году стало ясно, что непрактичные и опасные в эксплуатации паровики не могут рассчитывать на продолжительный успех и буквально в течение года фирма освоила производство автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
Каково же основное назначение и использование подобной паровой машины? Главное достоинство локомобиля заключалось в том, что такая машина имела компактный передвижной паровой двигатель — двигатель внешнего сгорания, который преобразовывает энергию пара в механическую работу. Предназначались локомобили для привода неподвижных сельскохозяйственных машин (молотилок, веялок, мельниц и т. д.), насосов, электрогенераторов. Некоторые конструкции обладали собственным ходом, другие были буксирными. Широко применялись в нашей стране в период паровой энергетики и до электрификации села.
Локомобиль сегодня
Сегодня локомобиль называют также трансфером или микроавтобусом. Это грузовая машина на комбинированном шасси, т. е. машина, которая может передвигаться как по железному полотну, так и по автомобильной дороге. Эти функции неоценимы в условиях, когда невозможно добраться до пункта назначения обычным путем. Также локомобиль сегодня используется как замена маневровому тепловозу или же как коммунальная машина, при установке навесного оборудования.
Основные преимущества локомобилей перед маневровыми тепловозами:
- Кратное сокращение расходов на эксплуатацию (по сравнению с маневровым локомотивом).
- Возможность использования локомобиля в качестве полноценного грузового автомобиля. Причем, в случае надобности, вся навеска для движения по железной дороге демонтируется в течение 2-х часов и, локомобиль можно эксплуатировать длительное время в автомобильном режиме.
- При установленном оборудовании возможны кратковременные перевозки грузов по автодорогам (до 100км), ввиду повышенной нагрузки на подвеску локомобиля. Независимость, при решении задач буксировки и маневрирования, от состояния и загрузки железнодорожных путей и графиков движения за счет следования к месту выполнения работ и обратно не по железной дороге, а по автомобильной.
- Возможность использования локомобиля в качестве ремонтного, диагностического и линейного рельсового транспортного средства.
- Возможность использования локомобиля для расчистки путей от снега зимой и, прилегающих территорий, от веток деревьев и кустарников летом.
Сегодня, на многих предприятиях, которые имеют внутренние железнодорожные пути, используют локомобили, как альтернативу маневровым тепловозам.
Главным элементом современного локомобиля является шасси. Шасси локомобиля предназначено для комплектации оборудованием и движения по автомобильным дорогам и железнодорожным путям колеи 1520мм. На шасси автомобиля дорабатываются рама, передний мост, задние мосты и их подвеска, вводятся детали крепления оборудования для движения по рельсам, в том числе гидравлического и электрооборудования, а также оборудование и приборы, необходимые при движении по железной дороге. Оборудование для движения по рельсам включает в себя переднюю и заднюю тележки для удержания на рельсах, гидравлическую систему, электрогидравлическую систему управления рельсовым ходом. Доработанная конструкция мостов а/м «Урал» позволяет устанавливать двускатную ошиновку, не выходя за допустимые габариты ТС. Это в свою очередь позволяет расширить перечень работ выполняемых универсальным рельсовым транспортным средством и, в случае выполнения работ на дорогах общего пользования, работать полноценным грузовым автомобилем повышенной проходимости. Движителем локомобиля являются задние колеса базового шасси, что создает следующее преимущество: Тяговое усилие ограниченно коэффициентом трения резина-сталь (который ориентировочно в 3-и раза выше коэффициента трения сталь-сталь) и весом, приложенным к задним осям автомобиля. Использование в качестве базового шасси – шасси большегрузного автомобиля (предпочтительно Урал, КамАЗ либо импортных шасси) позволяет получить две приводные оси и большой балластный вес. Что в свою очередь позволяет осуществлять маневры с подвижным составом весом от 20 до 1000 тонн. Единственным аналогом на российском рынке можно считать модели «УНИМОГ», оснащенные рельсовым ходом. Стоимость аналогичных моделей превышает стоимость наших разработок в 3-5 раз в зависимости от комплектации.
Современный локомобиль (его называют также вездеход) используется для различных маневровых работ, как снегоуборочные машины, для ремонта контактной сети.
Преимуществом локомобиля являются его высокая выносливость и долговечность, простота обслуживания и ремонта и возможность работы на любом виде топлива. Стоимость обслуживания локомобиля на 30—40° дешевле стоимости обслуживания двигателя внутреннего сгорания. Регулирование работы машины изменением степени наполнения позволяет сильно перегружать паровую машину, тогда как двигатель внутреннего сгорания допускает только незначительную перегрузку. Сверх номинальной, т. е. максимально продолжительной, мощности кратковременно (в течение 15—30 мин.) можно перегружать паровую машину на 20—25° а двигатель внутреннего сгорания только, примерно, на 5°/0. При такой перегрузке удельный расход топлива в паровой установке повышается в меньшей степени, чем в двигателях внутреннего сгорания.
В противоположность двигателям внутреннего сгорания, работающим на дорогостоящем привозном жидком топливе, локомобиль работает на местных дешевых видах топлива и на отходах производства. Это создает возможность широкого использования естественных топливных ресурсов на местах, а также независимость от привозного топлива, планомерность и уверенность в работе. С учетом использования тепла отработавшего пара для технологических и производственных нужд к. п. д. всей установки в целом резко повышается в сравнении с другими двигателями, и локомобильная установка экономически становится наиболее рентабельной и целесообразной.
Классификация локомобилей
Классификация локомобилей по ГОСТ:
До Великой Октябрьской социалистической революции при капиталистическом способе производства не могло быть и речи о стандартной классификации такой сложной машины, как локомобиль. Требования потребителей, правда, уже тогда установили основные типы локомобилей, а именно: передвижные, стационарные без конденсации, стационарные с конденсацией. В пределах каждого типа завод, производящий локомобили, совершенно самостоятельно выбирал конструкцию отдельных классов локомобилей, количество марок каждого класса и мощности локомобилей каждого класса.
Например, как уже отмечалось выше, Людиновский завод выполнял девять марок локомобиля класса А по следующей шкале номинальных мощностей: Число марок класса локомобилей не всегда было хорошо обосновано. Чрезмерно большое количество марок, как это видно на примере локомобилей класса А, вызывало производственные затруднения из-за большого числа моделей с незначительным выпуском каждой из них и в дальнейшем в производстве сохранялась только некоторая часть марок. С другой стороны, малое число марок локомобилей какого-нибудь класса может привести к тому, что на требуемую заказчиком мощность нельзя подобрать подходящей марки локомобиля. Одна марка не годится из-за слишком малой мощности, а следующая будет эксплуатироваться с большой недогрузкой, т. е. неэкономично. Социалистическое народное хозяйство, требующее плановости и ра»ционального ведения всех отраслей народного хозяйства, вызвало потребность в проведении широкой стандартизации, которая затронула и локомобилестроение. На основе этих жизненных требований после тщательной разработки и проверки в 1934 г. был утвержден ОСТ НКТП 6961/405, устанавливающий стандартную классификацию локомобилей. После Великой Отечественной войны в 1946 г. была утверждена вторая редакция ГОСТ 3492-46. Новый ГОСТ учел весь опыт, накопленный со времени издания первого стандарта.
На сегодняшний день существует множество различных марок и моделей локомобиля. Одним из перспективных предприятий по производству автомобилей и спецтехники на рельсовом ходу является ООО "УДЦ "Гермес", г. Челябинск, производящий рельсовые экскаваторы (на базе ТВЭКС), локомобили (на базе а/м Урал), локопогрузчики (на базе вилочных погрузчиков).
Какой выбрать – зависит от цели его использования и, соответственно, от вашего бюджета.
Автор: Хорьков И. Н. Помощник коммерческого директора ООО «Долина».
Источники:
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
Большая Советская Энциклопедия
«История автомобилестроения» Б.Новиков
Рекомендуем
- Компании «Долина» исполнилось 25 лет.
- 5 декабря 2019 года холдинговой компании «Долина» исполнилось 25 лет.
- «MADE IN CHINA» или BICES
-
Если некоторое время назад надпись на шильдике «MADE IN CHINA» вызывала отторжение, то в настоящее время многие уже смирились с тем, что это некий стандарт. Возможно, в ближайшие несколько лет, мы увидим следующую грань этой надписи — международный стандарт качества, к которому уже многие будут стремиться.
Китай становится самым большим рынком строительной техники в мире и уже занимает второе место в мировой экономике!
- Terex Corporation — американская компания, производитель строительной и промышленной техники
- Компания была создана в 1925 году в качестве подразделения General Motors. Первые производственные мощности компании появились в 1957 году в городе Гудзон, штат Огайо.